Этот сайт посвящен шхуне Seeteufel-Надежда-Ленинград.


    На этом сайте собрана вся возможная информация о шхуне Seeteufel-Надежда-Ленинград (в переводе с немецкого Seeteufel - "Морской дьявол"), её богатейшая история, фото материалы, этапы реставрации и т.д. За свою почти 100 летнюю историю в судьбе этой шхуны учавствовали сотни людей, кто-то владел ею, кто-то проходил на ней обучение, кто-то ремонтировал, а кому-то посчастливилось просто побывать на борту. Но, без сомнения, независимо от времени и обстоятельств все эти люди сохранили самые яркие впечатления о ней. Здесь мы планируем информировать вас о дальнейших планах и о ходе реставрации. Также просим присылать фото и прочую информацию о шхуне, которая могла бы помочь в раставрации и наиболее полно раскрыть её историю.


Моя мечта, моя «Надежда»!


    Джентльмены! Гафельная шхуна «Надежда» проводит набор в экипаж на навигацию 2011 года. В этом году мы планируем совершать походы по Балтике. С 3 по 10 июля - участие в Кубке Балтики на этапе «Санкт-Петербург – Таллин – Хельсинки». С 12 по 21 августа – участие в The Culture 2011 Tall Ships Regatta, переход Клайпеда – Турку.

e-mail:
тел.: 967 – 05 - 52


МОЯ МЕЧТА.

    Жизнь - интересная штука. Стивенсон писал: «Господа! Если у Вас появились деньги, купите себе шхуну! Не пожалеете!».

Осенью 2008 г. ко мне зашел товарищ с предложением купить шхуну «Надежда», которая продается в Центральном яхт-клубе. Я со скептицизмом воспринял предложение, но, когда была озвучена сумма, устоять не смог. В процессе покупки выяснилось, что шхуна перепродана немцам в лице обаятельной госпожи Карины.

    Первый раз я ступил на палубу шхуны «Надежда» осенью 2008 г. Осмотрев судно, я осознал в полной мере размер бедствия и понял, почему «Надежда» дождалась меня. Шхуна находилась в состоянии полного упадка. За пол века эксплуатации в России сказались все «достоинства» Союзной Системы.

    Начались бесконечные консультации с людьми, которые когда-либо принимали участие в судьбе шхуны, и поиски информации о внешнем облике и парусной архитектуре шхуны в период с 1936 по 1945 г.г. Это самый славный период, когда хозяином шхуны был граф Феликс фон Люкнер, совершивший на ней кругосветное путешествие. Нам повезло, и мы вышли на фонд графа фон Люкнера, который возглавляет господин Маттиас Маурер. Он находится в городе Галле (Германия). Господин Маурер поддержал наше начинание и предоставил архивные фото отличного качества, на которых видны достаточно мелкие детали судна.

    Мы определились с внешним видом шхуны и приступили к осуществлению мечты. Восстановительный ремонт занял 2 года. В итоге проведен ремонт корпуса, валовой линии, изготовлен новый гребной винт, новая надстройка и, самое главное, восстановлено парусное вооружение по справочнику «Мидендорфа». В итоге лавировочная площадь парусов составила 340 м2 , полная с балуном - 460 м2.

    15 июля 2010 года мы вышли на пробный выход в акваторию Маркисовой Лужи. Ветер ЮЗ от 3 до 5 м/с. Поставили паруса: грот, стаксель, фок, три кливера и увалились до Галфвинда. Шхуна поймала ветер и уверенно разогналась до 5 узлов, на порывах – до 7 узлов. Результат превзошел все ожидания, учитывая слабый ветер. Места мало, приводимся до лавировочного состояния, подбираем паруса и, о чудо, пошли 600 на борт и скоростью 4 узла. Уваливаемся разогнаться для оборота и выполняем маневр. Шхуна имеет большую инерцию, что позволяет без проблем выполнить оборот. Радости нет границ (по информации от людей, ходивших раньше, для смены галса им приходилось запускать двигатель). Лавируем на разных курсах, пробуем, как ведет себя шхуна. Управляемость феноменальная, при том, что экипаж не схожен, паруса поставили в первый раз (экипаж, паруса – все «сырое»).

   

    О парусах. Пошив обошелся дорого. Просили плоские паруса для лавировки. Но результат хуже всяких ожиданий. В итоге получили «пузатое чудовище». На следующий год придется шить новый комплект.

    В июне осуществили первый переход Санкт-Петербург – Выборгские шхеры. До Выборга дуло слабо, но попутно. Вышли в 06:00 20 июня. 04:00 21 июня бросили якорь в шхерах напротив поселка Подборовье. В Питер возвращались 23 июня. С ветром повезло, даже пришлось уменьшить площадь парусов. До Центрального яхт-клуба долетели за 10 часов. На переходе порвали два кливера. Высоту волны сказать не могу, но ватерштаг на половину нырял в воду. По возвращении провели «работу над ошибками» и начали готовиться к походу в Хельсинки.

    5 августа в 06:30 отшвартовались от Центрального яхт-клуба. В 08:00 мы стояли на стенке Морского вокзала для прохождения таможенных формальностей. Процедура продолжалась ровно час, прошло гладко и очень доброжелательно.

    09:10 О, свобода! Выходим из терминала. Курс на Кронштадт. Ветер 1 – 2и м/с. Беда! Надежда, что к полудню раздует.

    12:30 Вышли из Кронштадта. Ветер 2 – 3 м/с. Поставлены все паруса: грот, фок, стаксель, три кливера. Ветра недостаточно. Тянемся 2,5 – 3 узла.

    К 13:30 раздуло до 4 м/с с порывами до 5 – 7 м/с. Настроение поднимается с каждым порывом ветра. Скорость от 4 до 7 узлов

    К 15:40 приходит легкий шквал. Скорость 7 - 8 - 9 - 12 узлов. Чистый галфвинд, крен 100. Начинаю переживать за бушприт. Паруса звенят. У команды детский восторг. Летим. Немного уваливаюсь, чтобы разгрузить такелаж и бушприт. Скорость падает до 10 узлов. Праздник продолжается 10 минут, и шквал пролетел. Ослабление ветра до 5 м/с, что тоже очень неплохо.

    18:00 На траверзе маяк Шепилевский. Скорость 4 узла. Начинают «доставать» «лебеди».

    23:00 По левому борту о. Сескар. Ветер зашел и усилился, разгоняет волну. Паруса полностью подобраны.

    23:30 Выполняем оборот, ложимся на другой галс. Ветер прибавился до 6 – 8 м/с. Полностью стемнело. Убраны первый и третий кливер.

    00:40 Выполняем оборот. Ложимся на прежний курс. Ветер ровный. Скорость 7 узлов. Кучевые облака по горизонту. Над нами звезды. В парусах шумит ветер, за бортом играет волна в лунном свете. Состояние души описать невозможно. На мостике тишина. Все в состоянии эйфории. Шхуна уникально сбалансирована. Выставляю курс и отпускаю штурвал. 10, 30, 45 минут, час к штурвалу не подходим. Мы на курсе. Штурвал изредка покачивается градусов на 5 и возвращается на место. Шутим, что это граф пришел постоять на вахте.

    06:00 Рассвело. Добавляем кливер. Курс прежний. Подходим к Гогланду. Ветер стихает.

    10:00 Проходим с севера Гогланд. Ветер стих. Тащимся еле-еле.

    К 12:00 ветер 1 – 3 м/с. Тащимся как можем. Погода – пляж. Яркое солнце. Вода – полная гладь. Загораем, спустили трап. Купаемся со страховкой. Боцман кролем обгоняет шхуну. Запускать и идти под двигателем – неспортивно: изначальная задача – дойти только на парусах.

    18:00 сдрейфовали в территориальные воды Финляндии. Появляется катер с доблестными финскими пограничниками. На борт поднялись два офицера, проверили паспорта и судовые документы. Нам объяснили, что если мы планируем растамаживаться в Хельсинки, то не должны заходить в Финские территориальные воды раньше времени. Нам очень подробно объяснили, каким маршрутом мы должны двигаться, предлагали подарить карту, но мы вежливо отказались и продемонстрировали полный набор карт на борту. Такого корректного и внимательного отношения мы не ожидали. Это вызвало и общий восторг, и немного грусти за отечество.

    К вечеру начало раздувать, и к 24:00 мы получили наш любимый галфвинд около 5 м/с, волнение минимальное, и «на вахту вышел граф».

    Вторую ночь ветер ровный и стабильный, без заходов.

    К 06:00 рассвело, но ветер не стихал. В бинокль просматривается фарватер на Хельсинки, по которому идут большие паромы.

    К 10:00 накатываемся на фарватер, аврал: «рубим» паруса.

    В 10:50 мы на фарватере, идем на двигателе. Пейзажи великолепные.

    12:00 Заход в гавань Самонлинни.

    12:05 Принята досмотровая команда.

    12:30 Выходим на внутренний рейд и ждем таможенного офицера.

   12:45 Досмотр закончен. Движемся в направлении гостевой гавани. Заходим в гавань, по телефону выясняем, куда нам пришвартоваться.

    От пристани отваливает моторная лодочка и подходит к нашему борту. Милый дедушка на ломаном английском показывает нам места на внутренней причальной стенке. Заползаем, как «слон в посудную лавку», но, слава богу, все проходит чисто. Швартуемся.

    С учетом аномальной жары, атмосфера в Хельсинки как в южном городе, народ полуголый от жары. Активные члены экипажа моментально знакомятся с девушками с Украины, которые приехали на сезонные работы убирать ягоды. На борту начинается праздник, который кончается глубоко за полночь.

    8 августа прогноз неутешительный: к 22:00 ожидается штормовое предупреждение. Наша задача – встретить шквал на большой воде.

    В 19:00 стартуем. Идем на внешний рейд для прохождения таможенной процедуры.

    В 21:45 таможенная процедура окончена, снимаемся с якоря. Курс на «шторм». Горизонт черный, проскакивают молнии. Начало раздувать. Добавляем оборотов, «полный ход». Не прошло и полчаса, как налетает шквал. Погружаемся в черноту и дождь, летящий горизонтально.

    Смотреть вперед без очков невозможно (это не капли, а меленькие дротики летят Вам в лицо), да и нет смысла: видимость метров 50, идем по приборам. Шхуна устойчиво стоит на курсе, уверенно продвигаемся вперед. В порывах ветер доходит до 25 м/с.

    Через час начало стихать, и ветер заходит, горизонт по корме просветлел.

    00:13 – ставим стаксель и глушимся.

    К 03:30 качает, но ветер стихает. Добавляем фок. Скорость 6 узлов.

    05:40 – ставим все паруса. Скорость от 7 до 9 узлов на порывах. Волнение умеренное.

    11:30 - подходим к Гогланду. Ветер стабильный 5 – 7 м/м.

    В 13:00 миновали Гогланд. Волнение усилилось, но на ходе «Надежды» это не сказывается. Острый Форштевень играючи режет волну, скорость крейсерская 8 узлов, крен минимальный. Погода прекрасна: ветер и солнце.

    К 16:00 о. Сескар по левому борту. Из Питера звонок, предупреждающий о надвигающемся штормовом предупреждении.

    18:30 о. Мощный с правого борта.

    К 21:00 ветер усиливается, небо по курсу затянуто грозовыми облаками.

    В 23:00 перестраховываемся и убираем паруса, кроме стакселя. По горизонту скачут молнии. До 07:00 тянемся со скоростью 3 узла.

    В 08:00 заводим двигатель для прохода Кронштадта.

    Выходим за остров. Погода разгуливается. Глушимся и поднимаем паруса. Скорость 5 узлов.

    11:48 – поворот на Корабельный канал. Убираем грот. Под парусами проходим до поворотного буя на Морской вокзал. Рубим паруса и швартуемся к стенке на двигателе в 1300. Проходим таможенную процедуру. Все. Мы дома.

   

   

    Впечатления от первых выходов.

    Сплошной восторг. Шхуна – уникальное судно во всех отношениях. Выходя в море, чувствуем себя на палубе настоящего парусного корабля. Размеры и обводка корпуса, его масса, стальной рангоут, балласт – все настолько органично и соответствует принципам безопасности плавания.

    Я прочитал все, что возможно про графа фон Люкнера. По информации он был первоклассным моряком, что подтвердилось в общении со шхуной. Граф не зря выбрал именно этот тип судна для кругосветного путешествия. Единственное, чего не хватает шхуне на сегодняшний день для дальних походов – это квалификации экипажа.

    На навигацию 2011 года запланированы два похода. Первый – в июне месяце: Санкт-Петербург – Хельсинки – Рига – Санкт-Петербург. Второй – в конце июля: Санкт-Петербург – Росток (Германия) – Санкт-Петербург.

    Приглашаем людей, заинтересованных в данных мероприятиях.

   

   

Главная | История шхуны | Технические характеристики | Процесс реставрации | Галерея фото | Судовой журнал | Контакты |
2011 Санкт-Петербург