История шхуны Seeteufel-Надежда-Ленинград.



   Данные о годе постройки шхуны расходятся. По информации, найденной К. Толманом, шхуна была построена верфью Геброудерса в Голландии, в 1912 году как стальное, парусное, рыболовное судно СН 374.

        

   Первое название – «Стерна». В 1927 году продана новому судовладельцу в Гамбург, переоборудована в универсальное грузовое судно и переименована в «Эдельгард». Главным двигателем в 1927 году служил двухтактный двухцилиндровый двигатель Джанкерса мощностью 70 л.с. В 1936 году шхуна куплена графом Феликсом фон Люкнером (Felix Graf von Luckner), национальным героем Германии времен Первой мировой войны.

         

    Люкнер перестроил шхуну, изменив носовую часть (появился выраженный клипперштевень), установил новый, 140-сильный главный двигатель и переоборудовал ее в комфортабельную мореходную яхту. Шхуна получила новое имя: «Seeteufel»-«Морской дьявол». Под этим названием и под командованием фон Люкнера шхуна в1937-1939 годах совершила кругосветное плавание по маршруту: Норвегия-Панамский канал-Таити-Австралия-Индонезия-Аден-Суэцкий канал-Средиземное море–Италия-Англия. Экипаж судна состоял из разведчиков и картографов. Под прикрытием кругосветного путешествия приследовалась основная цель - сбор информации о портах вероятного противника перед началом войны. Плавание было подготовлено службами пропаганды и морской разведки фашистской Германии. «Seeteufel» стал первым германским кораблем, совершившим кругосветное плавание под флагом с фашистской символикой.

    Ко времени окончания плавания Люкнер, до того увлеченный идеей создания великой Германии, разочаровался в нацизме и прекратил сотрудничество с фашистами. Вероятно, к началу Второй мировой войны он продал шхуну, т.к. есть упоминания, что в начале войны она использовалась ВМС Германии. В 1943 году шхуну приобрел для создающегося им института морских исследований выдающийся морской ныряльщик, австриец по происхождению, Ганс Хаас. Шхуна должна была стать экспедиционным судном и базой для подводных кино- и фотосъемок, пионером в которых был и остается Хаас. Однако перевести шхуну из Щецина, где она находилась в то время, оказалось невозможно и в конце войны Хаас расстался с ней.

    После окончания войны шхуна была захвачена советским генералом, как личный трофей, и пригнана в Ленинград. В начале 1947 года она была передана отряду учебных кораблей Подготовительного военно-морского училища, а после его расформирования - Ленинградскому нахимовскому училищу, получив название «Надежда». В середине 50-х шхуну передают в яхт-клуб ЛенВМБ. В 1958 году она числится, как «ПКЗ-134» и в дальнейшем передается Центральному яхт-клубу ВЦСПС, получив название «Ленинград». В 60-х годах шхуна проходит капитальный ремонт и переоборудование на заводе объединения «Алмаз». Устанавливается дизель 3Д12 в качестве главного, появляется полуют и новая ходовая рубка, заметно изменяющие силуэт шхуны. На шхуне проходили практику учащиеся СДЮШОР, студенты-океанологи ЛГУ и Гидрометинститута. Шхуна неоднократно участвовала в киносъемках советских, российских и зарубежных кинематографистов, исполняя роли и фрегатов, и поморских шхун. Много лет шхуна была главной участницей городских праздников выпускников «Алые паруса».

Главная | История шхуны | Технические характеристики | Процесс реставрации | Судовой журнал | Галерея фото | Контакты |
2011 Санкт-Петербург